Ай болит: цепи поставок в оковах санкций
Источник: logirus.ru
По оценке M.A.Research, размер рынка международных автоперевозок в 2022 году сократился в пределах 10% – до 218 млрд руб., при этом объем перевозок в тоннах упал более чем на 60%.
Особенно резкое сокращение отмечалось на западном направлении. Так, по данным Евростата, за 11 месяцев 2022 года перевозки грузов автотранспортом из ЕС в РФ сократились на 52,4%, из России в Евросоюз – на 56,5%.
В то же время объем грузоперевозок с так называемыми «дружественными странами», наоборот, вырос. Так, по оценкам ATI.SU, объем доставок из Белоруссии в РФ вырос на 34%, из Казахстана в Россию — на 109%. Еще более впечатляющую динамику показали Азербайджан (рост на 286%), Армения (на 265%), Турция (на 244%) и Иран (на 204%).
Подводя проблемные итоги года, «Логирус» уже выяснил главные болевые точки рынков железнодорожных и автомобильных грузоперевозок, интернет-магазинов, курьерский компаний и фулфилмент-операторов, а также складской недвижимости.
В этой статье предлагаем провести диагностику состояния глобальных цепочек поставок и выяснить:
- Где образуются основные грузовые заторы после пересечения границы РФ?
- Какие боли поможет снять цифровизация?
- Сколько новых погранпереходов нужно на границе с КНР?
- И что мешает росту грузового трафика с Ираном?
<…> Контейнерные терминалы: в тесноте и в обиде
Артем Лылык, основатель Asia Import Group:
«Развитию международных грузоперевозок в прошлом году мешали низкий уровень автоматизации среди операторов услуг, нехватка пропускных мощностей на железной дороге, сухопутных границах и в морских портах, а также ограниченное количество авиарейсов в РФ.
Дело в том, что в связи с изменением вектора поставок с Европы на Азию наблюдается резкое увеличение объема грузов через Дальний Восток. При этом мощности, имеющиеся у контейнерных терминалов, погранпереходов и складов временного хранения, не были рассчитаны на такое количество поставок. Особенно остро данная проблема проявилась в предновогодний период. Традиционно в зимний период порты «Владивосток» и «Восточный» подвергаются заморозкам, что влечет увеличение срока выгрузки товара с судов более, чем на 2 недели.
Поэтому большинство импортеров, которые хотели получить груз до Нового года, отправляли товары железнодорожным транспортом. Из-за этого станции не справлялись с обработкой прибывающих контейнеров: время приема и раскредитации увеличивалось до недели, образовывались пробки на вывоз контейнеров и нехватка автотранспорта для этих целей.
Кроме того, наблюдаются проблемы из-за нехватки места на железнодорожных терминалах для проведения таможенных досмотров. Создаются очереди, что влечет за собой задержки в получении грузов, так как ожидать досмотра можно от 7 до 10 суток.
Увеличить грузопотоки в восточном направлении может помочь скорейшая модернизация сухопутных пунктов пропуска: автомобильных и железнодорожных.
В высокий сезон перевозчики на прохождение границы могут тратить до 30 дней.
Приоритетное внимание, на наш взгляд, нужно уделить «Забайкальску»: и железнодорожному, и автомобильному погранпереходам. Так как это один из основных узлов, соединяющих Россию и Китай. На железнодорожном переходе происходят задержки при перестановке вагонов на российскую колею 1520 мм. На автомобильном пункте пропуска – огромные очереди на заезд в транзитную зону.
Чтобы минимизировать риски простоев необходимо своевременно оценивать и прогнозировать загруженность на станциях назначения и перенаправлять составы на более свободные терминалы. Для своевременного оповещения грузополучателей о закрытии доставки требуется повсеместное введение «Личных кабинетов» и электронного документооборота. Также нужно увеличить площади контейнерных терминалов и количество спецтехники для погрузочно-разгрузочных работ».