Галстук для особого случая

Галстук для особого случая

Источник: «Коммерсант»

Изображение: Источник – Getty Images

Большинство российских работодателей требует от сотрудников соблюдения дресс-кода, но работники не всегда знают о таких требованиях, показал опрос Get experts. Культура дресс-кода изменилась после пандемии: после удаленной работы сотрудники вернулись в офис с новыми привычками. В результате часть компаний ввели строгий дресс-код для большей вовлеченности сотрудников, другие же смягчили требования. Международный опыт показывает, что гибкость в этом вопросе может стать конкурентным преимуществом компании при найме персонала.

По данным опроса Get experts, в 2024 году требования к одежде сотрудников в том или ином виде определены в 70% компаний. Только 28% работодателей говорят, что у них нет дресс-кода, а 2% затруднились с ответом. Самый популярный дресс-код — smart casual, позволяющий сочетать деловой и повседневный стиль: он установлен в 36% компаний. Еще 16% работодателей согласны с тем, чтобы сотрудники одевались повседневно (casual), 11% за business casual (менее формальный деловой стиль), и лишь 7% требуют нахождения на работе исключительно в строгом деловом костюме или форме.

Результаты опроса работников показали, что они не всегда в курсе требований работодателей. О наличии дресс-кода сообщили лишь 58% опрошенных работников, в его отсутствии уверены 40% работников, а 2% также затруднились с ответом. По мнению сотрудников, чаще всего требования предполагают дресс-код smart casual (27%) и casual (13%). На business casual и строгий деловой стиль приходится 11% и 7% соответственно.

Из дома — в пижаме

Отношение работодателей и работников к дресс-коду заметно изменилось из-за ковидных ограничений. Во время удаленной работы многие сотрудники оценили домашний комфорт и даже на рабочих созвонах появлялись в домашней одежде. Когда пришло время возвращаться в офисы, сотрудники эти привычки не забыли. Как показал опрос Gallup (более 5,7 тыс. американских работников производства, транспорта, здравоохранения, образования и услуг), свободный дресс-код рассматривается как одно из наиболее распространенных проявлений гибкости работодателей и конкурентное преимущество компании при выборе работодателя. Последние стали с пониманием относиться к более расслабленным вариантам дресс-кода.

По словам HR бизнес-партнера аутсорсинговой компании «Северсталь — Центр единого сервиса» Яны Шайдецкой, значение дресс-кода ослабло, люди стали свободнее. Теперь жесткий дресс-код требуется по особым случаям. «Если у нас проходят какие-то официальные мероприятия, например визит руководителей функциональных подразделений компании-заказчика, приезжающих посмотреть на работу нашего центра, познакомиться с командой, тут без вариантов: когда принимаешь гостей — всегда одеваешься соответствующим образом»,— признается она. Сотрудники о таких визитах всегда знают заранее.

Впрочем, многие компании возвращали «допандемийный» дресс-код. Член генсовета «Деловой России», председатель совета директоров АО «Берега» Юрий Коробов рассказывает, что после удаленки компании пришлось заново вводить строгий дресс-код, хотя и постарались сделать изменения поэтапными и комфортными для сотрудников. По словам гендиректора транспортно-логистической компании Asia Import Group Артема Лылыка, пандемия и переход части сотрудников на удаленку и вовсе не повлияли на дресс-код в компании. «Он всегда был и не изменился. Дресс-код в Asia Import Group помогает сохранять деловую атмосферу, наши специалисты выглядят презентабельно, при этом нельзя сказать, что слишком строго»,— говорит он.

Руководитель отдела персонала DBC Consultants Екатерина Лободенко также утверждает, что требования компании к дресс-коду после пандемии не изменились. По ее словам, после удаленного формата работы сотрудники стали даже больше ценить работу в офисе, реализуя потребность в социальных личных контактах, и чаще выбирают деловой стиль в одежде. По мнению Яны Шайдецкой, удаленка повлияла на работников по-разному. «Одни перешли на штаны, худи и другую комфортную одежду и в офис приходят, конечно, не в спортивных костюмах, но в более расслабленном стиле. Другие идут на работу, как на праздник: стараются нарядиться, выгулять весь гардероб, не востребованный в период пандемии и малоактуальный при работе из дома»,— добавляет она.

Доверие измеряют длиной юбки

Выдерживать строгий деловой стиль требуют офисных сотрудников компании «Берега» вплоть до прописанной цветовой гаммы и предметов гардероба. «В дресс-коде мы прописываем и прически, и макияж, и парфюм: эффект любого элегантного костюма перечеркнет удушливый запах духов и экстравагантного цвета волосы»,— объясняет Юрий Коробов. По его словам, требования важно отражать в документах компании. «Такой подход дисциплинирует сотрудников офиса и заставляет ответственно готовиться к рабочему дню за достаточное время до его начала»,— полагает он.

В то же время отсутствие четко обозначенных требований к внешнему виду сотрудников несет большие риски. «Последствия могут быть самые разные: от банального появления сотрудника на важных переговорах в неподобающем для мероприятия виде до разлада внутри коллектива из-за вызывающих нарядов»,— поясняет Юрий Коробов. По его словам, современная мода может удивить представителей обоих полов: низкая талия на мужских брюках ничем не лучше чересчур короткой женской юбки. Все это неприемлемо в рабочей обстановке, добавляют в компании.

Сотрудники компании Asia Import Group придерживаются стиля business casual и вполне могут носить на работу джинсы. «У меня как руководителя нет каких-то претензий к сотрудникам, если они надевают джинсовые брюки. Я не заставляю в обязательном порядке носить их пиджаки. При этом элементы делового стиля должны сохраняться. Спортивные костюмы, конечно, не допускаются»,— говорит Артем Лылык.

Многим компаниям удалось выработать неформальные правила дресс-кода: работодатели предпочитают доверять сотрудникам, рассчитывая, что те будут соблюдать приличия. Например, для офисных сотрудников в DBC Consultants нет строгого дресс-кода, существуют только разумные ограничения — речь идет о соблюдении делового стиля для переговоров и официальных мероприятий. «Ежедневно сотрудники выбирают стиль casual, что позволяет им с комфортом решать свои рабочие задачи»,— говорит Екатерина Лободенко.

Директор по управлению персоналом «Юнилевер Русь» Татьяна Сорокина говорит, что в компании уважают выбор сотрудников в одежде и не хотят сковывать их жесткими ограничениями. «Через одежду человек подчеркивает индивидуальность и презентует себя через тот или иной образ. Люди в нашей компании отлично понимают, когда будет уместен повседневный casual-образ, а для какой встречи необходим деловой костюм. Такой подход полностью отвечает одной из главных ценностей нашей компании — стремлению к комфортной рабочей обстановке и хорошему самочувствию»,— отмечает она.

В «Северсталь — ЦЕС» нет жесткого дресс-кода уже несколько лет. «Основная часть сотрудников взаимодействует с заказчиками и их системами удаленно, работая в автоматизированных системах и крайне редко встречаясь с представителями клиента лично. В силу этого мы спокойно относимся к гибридному формату работы и, приходя в офис, коллеги одеваются, как им нравится, удобно и уютно»,— делится Яна Шайдецкая. Для подразделений фронт-офиса дресс-код в рамках делового стиля рекомендован, но не жесткий. «Прежде было такое, что описывались брюки-юбки, каблуки-колготки, сейчас это общие рекомендации, без экзотики. Главное, всегда оставаться уместным»,— добавляет она. Впрочем, по словам Яны Шайдецкой, нужно оставаться бдительными, особенно летом, и иногда через непосредственного руководителя напоминать сотрудникам про чрезмерно открытые сарафаны, излишне прозрачную одежду.

Значение дресс-кода

Сохранение дресс-кода во многих компаниях объясняется тем, что он поддерживает профессиональную атмосферу в коллективе, позволяет дисциплинировать сотрудников. «Дресс-код — это лакмус, который показывает уровень вовлеченности сотрудника в правила и порядок компании. Дресс-код — нейтрализатор конфликтов формата разного уровня доходов сотрудников. Фактор, который снижает число бытовых конфликтов в коллективе и определяет лицо компании»,— считает Юрий Коробов. По словам совладельца группы компаний «Глобус ИТ» Алексея Мостовщикова, дресс-код является частью корпоративного имиджа, а некоторым сотрудникам он помогает чувствовать себя более комфортно и уверенно. В группе компаний при этом следят за исполнением требований, и в случаях систематического игнорирования дело может дойти до штрафов.

По мнению Яны Шайдецкой, дресс-код выполняет некую объединяюще-стилистическую функцию, создает визуальный порядок именно на начальном этапе формирования корпоративной культуры. Однако со временем такое значение нивелируется.

Кроме того, в перспективе по мере выхода на работу более молодого поколения значение дресс-кода будет уменьшаться. Партнер компании Future Today Денис Каминский отмечает, что для молодых специалистов наличие строгого дресс-кода — это необоснованное покушение на свободу самовыражения. «Они не видят смысла в необходимости ходить на работу в костюме, а бессмысленное принуждение вызывает естественное отторжение. В крайнем случае некоторые хранят в офисе костюм и галстук на случай встреч с клиентами или руководством. С другой стороны, если под дресс-кодом имеются в виду достаточно свободные рамки smart casual, это не будет большой проблемой — разумные ограничение вроде «рваное и слишком открытое не носить» не вызовут негатива»,— констатирует он.