«Разработка реестра — абсолютно правильный шаг»: в России по критериям ФНС создадут реестр грузовых перевозчиков и экспедиторов
Источник: trans.ru
В России продолжают обсуждать идею создания реестра грузовых перевозчиков и экспедиторов. Возможные критерии доступа в такой реестр были озвучены в ходе форума «Логистика. Новое настоящее», состоявшегося в начале ноября, — они будут исходить из налоговых показателей. Участники рынка, в целом, положительно оценивают предложение, но указывают, что новые шаги могут вызвать рост тарифов и, как следствие, удорожание товаров.
Планируется, что критерии включения в реестр будут разрабатываться Федеральной налоговой службой (ФНС) совместно с представителями бизнес-сообщества. Как следствие, одним из основных показателей станет официальная регистрация (как юридического лица или ИП) перевозчика или экспедитора.
На российском рынке до сих пор есть немалая доля т.н. «физиков» — незарегистрированных физических лиц, которые имеют во владении грузовые автомобили и используют их для перевозки коммерческих грузов. Благодаря тому, что они не имеют налоговой регистрации и таким образом не платят налоги, они могут демпинговать рынок.
При этом при включении в реестр могут также учитываться такие показатели, как доля несформированного источника вычета по НДС, среднесписочная заработная плата и т.п. Перевозчикам, кроме того, необходимо будет подтвердить основания владением транспортными средствами и то, что с водителями заключены трудовые или иные законные отношения.
Считается, что реестр позволит подтягивать данные об участниках в систему создания первичных документов, а это означает, что сведения об участниках рынка будут верифицироваться ФНС.
В целом, рассказывая о планах по реестру для перевозчиков, специалисты Федеральной налоговой службы привели в пример созданный перечень квалифицированных поставщиков facility-услуг, работа над которым велась в течение четырех лет. В результате, основанный на показателях по уплате и исчислению налоговой нагрузки, он указывает, насколько добросовестно та или иная компания выполняет свои обязательства.
В целом же, такой перечень способствовал обелению facility-отрасли.
В принципе, аналогичного ждут и от реестра грузовых перевозчиков и экспедиторов. Так, например, генеральный директор Asia Import Group Артем Лылык уверен, что разработка такого реестра — абсолютно правильный шаг. «Очевидно, что нет другого пути, и выиграет только тот, кто раньше предпримет все для попадания в реестр. Так рынок начнет «обеляться»», — говорит он.
В частности, считает Артем Лылык, реестр улучшит контроль и выбор подрядчиков и минимизирует случаи взаимодействия с недобросовестными исполнителями и снизит частоту налоговых разрывов (несоответствие данных по сделке об уплаченном НДС у поставщика и поставленного к вычету НДС у покупателя).
Вместе с тем, однако, он рискует вызвать повышение тарифов на доставку грузов и, в результате, рост конечной стоимости товаров на полках примерно на 2-5%. Но в то же время реестр также может способствовать увеличению заработной платы участников рынка (водителей, механиков, слесарей и т.д.).
При этом Артем Лылык считает, что, помимо рынка автомобильных грузовых перевозок, такой реестр необходим и для e-commerce. «Сейчас одни участники рынка завозят импортные товары, предназначенные для продажи, официально, уплачивая все таможенные платежи. Они работают честно, согласно своей бизнес-стратегии, и, подключая инструменты маркетинга, создают спрос на свою продукцию. При этом другие поставляют товары незаконно, «вчерную», демпингуя цены, что просто убивает всю конкуренцию и мешает развитию отрасли», — поясняет генеральный директор Asia Import Group.
Таким образом, реестр для e-commerce позволил бы и для этой отрасли создать среду, где участники рынка могли бы вести свой бизнес на равных условиях.
Напомним: о реестре добросовестных автомобильных грузоперевозчиков заговорили еще несколько лет назад. Одно время его планировали составить по аналогии с реестром международных перевозчиков: для включения в перечень компании или ИП должны были бы подтвердить свою финансовую состоятельность (наличие в собственности имущества стоимостью не менее 500 тыс. рублей на одно транспортное средство и не менее 200 тыс. рублей на каждое последующее), профессиональную надежность (отсутствие непогашенной судимости у руководителя) и профессиональную компетентность (наличие в штате хотя бы одного ответственного специалиста).
В начале 2019-го года законопроект о создании такого реестра даже внесли в Государственную Думу, но он до сих пор так и не рассматривался в парламенте.
Позже в Министерстве транспорта РФ заявили о планах создать рейтинг коммерческих автомобильных перевозчиков, основанный на сведениях об автопарке и «цифровом профиле» водителя. А в апреле этого года был представлен рейтинг надежных перевозчиков, базирующийся на сведениях из системы «Платон»: годовой пробег каждого грузовика, регистрация в системе дольше 5 лет, регулярное использование бортовых устройств или маршрутных карт для оплаты проезда по федеральным трассам.