Страховать грузоперевозки за рубежом стало проще

Страховать грузоперевозки за рубежом стало проще

Источник: «Ведомости»

Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), 100% которой принадлежит ЦБ, упростила принятие рисков грузоперевозок за рубежом при наличии «российского интереса», рассказали «Ведомостям» три знакомых с обсуждениями собеседника, информацию подтвердили представители грузоперевозчика Sota Logistic и Ассоциации экспортеров и импортеров. Когда РНПК стала монополистом рынка, страховщики в ручном режиме должны были предоставлять ей подтверждения такого интереса, поясняет знакомый с обсуждениями источник, теперь нацперестраховщик сможет брать часть рисков автоматически в определенных случаях.

В июле РНПК заключила дополнительное соглашение с большинством крупных страховщиков, подтвердили два собеседника в этих компаниях, пожелавших остаться анонимными. Подобный документ подписало «Альфастрахование», рассказала руководитель управления страхования транспортных рисков компании Дарья Туркина.

Часто страхователем грузов выступает иностранное юрлицо, которое обращается к российскому страховщику для страхования перевозки их товаров, где пункт отправления или назначения может быть за пределами России, поясняет руководитель направления страхования грузов страхового брокера Remind Дмитрий Грушин. В таких случаях нацперестраховщик может не принимать такие риски в перестрахование или не выдает специального акцепта (разрешения. – «Ведомости»): бизнесу нужно было доказать «российский интерес» страховщику, это мог быть сертификат о происхождении груза или документ, в котором указано, что перевозчиком будет российское юрлицо, либо письмо от отечественного экспортера или импортера о том, что перевозка осуществляется в интересах отечественных компаний. Условия страхования согласовывались между страховщиком и РНПК в зависимости от видов перевозимых грузов, конкретных маршрутов или других обстоятельств перевозки, рассказывает Грушин.

Новое допсоглашение, по сути, включает грузоперевозки с «российским интересом» в уже заключенные ранее с РНПК облигаторные договоры перестрахования, говорят три знакомых с обсуждениями собеседника. По такому договору в перестрахование передается весь портфель прямых полисов страховщика, как правило, эти риски передаются пакетом. Это значит, что страховщику теперь не надо каждый раз в индивидуальном порядке предоставлять данные о наличии «российского интереса» в грузоперевозках за рубежом. Критерии для подтверждения этого интереса прописаны.

Страхование перевозки или ее содержимого может быть передано в РНПК, если на груз выдан сертификат о российском происхождении товара. В этом случае грузовладельцу или выгодоприобретателю не обязательно быть нерезидентами. Также в перестрахование примут грузоперевозки, страхователь которых имеет документальное подтверждение о связи с Россией в виде нотариального письма или налогового резидентства.

Процесс запущен и активно внедряется в работу, сообщил директор по развитию бизнеса Sota Logistic Игорь Чернышев. Нацперестраховщик на первых этапах может дополнительно запрашивать информацию – инструмент внедрен недавно, допускает вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер. Но благодаря РНПК страхование стало быстрее, замечает он, импортеры достаточно перегружены другими бюрократическими процессами и любая автоматизация позитивна для бизнеса. Со временем процесс будет доработан и все его участники выйдут на предметные условия по реализации данного упрощения, резюмирует Леер. «РНПК ведет диалог с рынком по оптимизации процессов взаимодействия по облигаторным договорам, в частности по грузоперевозкам за рубежом с российским интересом», – отмечает представитель «Зетта страхование».

Механизм облегчает процесс перестрахования рисков, связанных с грузоперевозками за рубежом, считает Туркина из «Альфастрахования». Изменения позволили грузоперевозчику Sota Logistic напрямую интегрировать данные о грузе из 1С в электронный документооборот для использования их при подготовке договора страхования, говорит Чернышев, все это сокращает избыток документооборота и время, требуемое на заключение договора, сократилось. Возможно, указанная мера помогла импортерам, которые напрямую взаимодействуют со страховщиками и в случае наступления страхового случая обращаются к ним, полагает гендиректор логистической компании Asia Import Group и член генсовета «Деловой России» Артем Лылык, на работе Asia Import Group эта инициатива никак не отразилась.

Бизнес позитивно смотрит на любые упрощения процедур, связанные в том числе с перестрахованием грузоперевозок за рубеж, говорит член генерального совета «Деловой России» Максим Черешнев. В то же время наличие безальтернативной перестраховочной компании в России после ухода зарубежных игроков с рынка бизнес находит неконкурентным, добавляет он. До санкций большинство рисков перестраховывалось у «недружественных компаний», включая Munich Re, Marsh, Aon, Zurich.