Риски при импорте товара

Начинающему деятельность предпринимателю нужно знать, какие существуют риски импорта, и что нужно учесть при подписании контракта. Они могут возникнуть при любой торговой операции, поэтому знание о них, позволит избежать проблем. Теория экономического риска всегда привлекала внимание ученых. Например, наука выделяет в структуре прибыли импортера процент от инвестиций, оплату труда и плату за риски (компенсирование возможного убытка).

Что это? 

Дополнительные инвестиции, связанные с: порчей товара, его несвоевременной доставкой, браком партии, деятельностью продавца, и прочим относится в категорию рисков. В основном, траты на нее закладываются в бюджет компании, для оперативного компенсирования, в случае возникновения проблем. Чтобы понимать, как работает система, нужно подробнее разобраться в вопросе. 

Какие существуют риски? 

В экономической практике действует несколько их видов, каждый из которых имеет свою природу происхождения, и ликвидацию, что важно для компании. Как начинающему деятельность предпринимателю, так и опытному импортеру, будет полезно, детальнее разобраться в этом вопросе. Предлагаем, отдельно рассмотреть каждый случай.

Транспортировка

Международные перевозки неразлучны с дальними расстояниями, при прохождении которых, товар передается между посредниками, храниться на складе. Поэтому, вероятность его потери, повреждения или воровства значительно выше, чем при проведении национальной торговли. Продавцы и импортеры должны знать юридические права, и указывать обязанности лиц в договоре. Для этого используется коносамент – основная бумага, в экспортной процедуре, которая включает договор купли-продажи, оплаты и перевозки. 

Неоплата

Из-за того, что экспортер не достоверно проверяет кредитоспособность зарубежных клиентов, есть вероятность неоплаты товара, задержки денежного перевода или деятельности мошенников. По этой причине, опытные продавцы нередко просят выполнить платеж на безотзывном документарном аккредитиве, который не меняется, без обоюдного согласия сторон.

Качество товара 

Проверка качества продукции до завершения логистики и прохождения таможенной проверки при импорте, бывает затруднительной для импортера. Поэтому, не редкость, когда предприниматели получают продукцию неудовлетворительного качества. Для исключения такого риска импорта, нужно указать в коносаменте) положение об акте осмотра. Проведение инспекции – основная часть при международной торговле, и не редко используется как основное документарное условие в аккредитиве. Документ о выполнении проверки выдается независимыми экспертами.

Колебания валютных курсов

В той ситуации, если в контракте расчет стоимости указывался в валюте, то колебания курсов могут привести к потери прибыли для одной стороны, и к ее увеличению, для другой. Простым решением для участника сделки, который хочет исключить вероятность финансового убытка – будет установка договорной цены (после расчета) в собственной валюте. Для небольших компаний такая деятельность удобна, так как можно стандартизировать платеж, для облегчения бухгалтерского учета. 

Правовые риски 

Один из предпринимателей может быть вынужден согласиться на оформление договора, подчиняющегося юридическим требованиям зарубежного суда. При этом, порядок разрешения споров способен не представляться возможным. По этой причине, оба участника сделки желают установить свои требования о выборе права, требуя, чтобы рассмотрение дела проводилось в суде двух стран. Решением ситуации бывает указание в договоре возможности решения таможенного вопроса международным коммерческим арбитражем. 

Непредвиденные обстоятельства

Забастовка, погодные катаклизмы – могут послужить риском импорта, и сделать поставку товара невозможной. Форс-мажоры нередко оказывают влияние на изменение стоимости перевозки. Корректно составленные условия в договоре позволят каждой из сторон защититься. Освобождение от выполнения требований в связи с непредвиденными обстоятельствами можно получить, даже в той ситуации, если оно не указано. 

Современные международные системы торгового права делают акцент на том, что предприниматель может освобождаться от ответственности, за невыполнение обязательств. Но при условии, если произошла непредсказуемая ситуация.

Инвестиционные

Коммерческие риски импорта, имеющие отношение к реализации продукции, увеличиваются в экспортном контексте. Причиной этому служат дополнительные вложения, предусмотренные импортом. К примеру, на рынке, где много лет не меняется стойкий рост, может случиться спад до того, как экспортер сможет окупиться. Даже компании с многолетним опытом не застрахованы от такой ситуации, и сталкиваются с финансовыми расходами. 

Документарные системы

Оформление договора сделки между продавцом и импортером служит «главной» бумагой в операции. Он находится в центре внимания, так как может определить обязательства, например: предоставление транспортного документа, связанного с платежом. Управлять рисками купли-продажи возможно на базе документарных систем, с указанием обязанностей, трат, и прав. Оптимальным решением для двух сторон ВЭД будет проверка документарных положений, и уточнение пониманий экономических условий. Для помощи нужно обратиться в консалтинг.

Как снизить риски импорта?

Каждая проблема требует разного решения:

  • Вероятность появления международных разногласий, по вопросам условий оплаты. Для исключения проблемы нужно: проводить проверку кредитоспособности, вести переговоры, основываясь на твердой позиции по правовой защите, применять правильно сформулированные контракты;
  • Риск импорта с неоплатой. Рекомендуется использовать гарантии оплаты: аккредитивы;
  • Поставка товаров неудовлетворительного качества, нарушение логистики. Нужно требовать акты об осмотре, которые выдаются соответствующими органами; 
  • Невыполнение участником договора обязательств. Можно вносить частичный платёж, требовать банковские гарантии;
  • Потеря или повреждение продукции при транспортировке, таможенном контроле. Требуется обеспечить страховку от непредвиденных ситуаций, ознакомиться с условиями договора;

Составив юридически и экономически правильный договор, проблемы не возникнут как у поставщика, так и продавца.

ВЭД-консалтинг 

Заниматься организацией импорта товаров не просто, ведь существуют риски. Для новичков, это задача не из простых. В качестве решения ситуации, необходимо обратиться к специалистам, для получения консультации. Консалтинг представляет собой помощь при подборе схемы и заключения сделки, сертификации продукции, обоснования растаможивания товаров и прочего. В законе есть множество юридических особенностей ВЭД, а обращение в консалтинг позволит избежать проблем. Риски импорта минимизируются, и сотрудничество проходит успешно. Схема консалтинга по сделке может быть такой:

  • Создание плана ВЭД, проверка коносамента;
  • Поиск партнера для подписания договора импорта;
  • Оформление документов для валютного контроля и транспортировки продукции;
  • Ведение бухгалтерского учета, расчет прибыли;
  • Страхование;
  • Сбор экономических документов, которые требуются для сопровождения и реализации товара;
  • Юридическая поддержка при таможенном контроле;
  • Поиск транспортной логистики;
  • Заказ складов, по маршруту перевозки импортного груза;

Компетентное планирование, стратегическое управление рисками и осведомленность о местных правилах и регуляциях помогают в управлении возможными рисками и обеспечить успешность при импорте.