У природы есть плохая погода: как природные явления заставляют перестраивать логистику
Источник: trans.ru
Логисты точно не могут согласиться с выражением о том, что у природы нет плохой погоды, говорит Артем Лылык, генеральный директор транспортно-логистической компании Asia Import Group. Все потому, что различные атмосферные явления, а также природные катаклизмы напрямую влияют на грузоперевозки и нередко заставляют в сжатые сроки пересматривать процессы транспортировки, что, в свою очередь, зачастую увеличивает время и затраты на перемещение товаров. Артем Лылык рассказал, как логистам приходится работать среди постоянно меняющихся погодных условий.
«Рассмотрим, например, ситуацию с мощнейшими землетрясениями в Турции 6-го февраля. В связи с ними перевозки грузов из этой страны затруднились. В порту «Искандерун» из-за подземных толчков начался серьезный пожар. В зоне возгорания оказалось более 1 000 контейнеров. И, по моим оценкам, все последствия этого происшествия в турецкой гавани удастся устранить минимум через месяц. То есть планировать отправку товаров в этот порт или из него сейчас бессмысленно.
Когда случаются подобные ситуации, логисты, конечно же, сначала оценивают ситуацию. Если груз, который следует в этот порт, уже на борту, то ничего не поделаешь. Остается только принять эту ситуацию и смириться. И предупредить получателя о задержке доставки.
Однако если есть время, чтобы «переобуться», пересобрать маршрут грузоперевозки, то необходимо предпринять для этого все возможное. Например, выбрать другое место назначения. В ситуации с Турцией это могут стать, к примеру, порты Стамбул и Амбарли. Они продолжают работать в штатном режиме, задержек в поставках в эти гавани или из них не фиксировалось.
Правда, при смене пункта назначения могут возникнуть дополнительные затраты на транспортировку. Иногда они незначительны, поэтому о них можно даже не уведомлять получателей товаров, поскольку транспортно-логистическая компания может покрыть их самостоятельно. Но часто расходы могут быть существенными. И в этих ситуациях все логисты поступают по-разному.
Кто-то руководствуется тем, насколько ценен для него тот или иной клиент, и исходя из этого принимает решение, запрашивать ли у него дополнительные суммы на непредвиденные затраты или нет. Кто-то возмещает новые расходы за счет своей компании. Трудно оценить, кто поступает правильнее. Думаю, тут все индивидуально.
В то же время, пока в Турции фиксировались землетрясения, в российском порту «Новороссийск», куда в основном и поступают грузы из турецких гаваней, работа тоже затруднилась. И здесь проблемы тоже заключались в природном явлении.
Дело в том, что в Новороссийске было штормовое предупреждение. Контейнеры с грузами не принимали, поскольку их просто сдувало сильным, ураганным ветром. Поэтому многие перевозчики были вынуждены несколько дней стоять в очереди и ждать, когда ситуация разрешится и удастся отправить или принять товары. Наша транспортно-логистическая компания Asia Import Group, кстати, также столкнулась с этой проблемой: клиент долго не мог получить грузы из-за погодных условий.
Но не только такие серьезные катаклизмы, как землетрясения и ураганы, могут вызвать проблемы с транспортировкой грузов. Например, в январе наши китайские партнеры сообщали, что похолодание затронуло большую часть КНР и отрицательно сказалось на сроках грузовых перевозок. Наблюдалось усиление ветра, снег и, как следствие, ухудшение видимости. Причем плохая погода отразилась и на движении поездов.
Так, в конце января транзитное время перемещения товаров (то есть время непосредственного пути, без учета сроков, потраченных на ожидание разгрузки и подачу деклараций) в направлении из Китая в Россию увеличилось в среднем на 5-7 дней. (Обычно этот показатель составляет 16-21 день.)
Ухудшение погоды, в принципе, нередко может помешать вовремя доставить товары получателям. В частности, мы часто сталкиваемся с ситуациями при перевозке грузов из Китая в Россию, когда из-за погодных условий временно ограничивается работа паромных переправ по рекам или даже закрываются мосты через водоемы, разделяющие две страны. В таких случаях тоже ничего не остается, кроме как поменять маршрут доставки.
Иногда возникают вообще дурацкие ситуации, когда, например, успеваешь перевезти из КНР в РФ большую часть импортируемых товаров, а остальное — нет, потому что резко портится погода. Например, из 20 автомобилей, везущих грузы, 17 спокойно перемещаются, а для оставшихся трех приходится перестраивать курс.
Конечно, далеко не всегда можно предугадать, возникнут ли проблемы с перевозкой грузов по намеченному изначально маршруту из-за природных катаклизмов или ухудшения погоды. Но в любом случае, когда сталкиваешься с этими явлениями, понимаешь, что все трудности решаемы. Необходимо пересмотреть маршрут транспортировки, предупредить обо всем клиента и набраться терпения».